Экологический маршрут


Эколого – краеведческий маршрут «История и природа Свислочского парка»

Цель: способствовать пробуждению интереса к историческому наследию малой родины, развивать экологическую культуру личности и общества, через формирование практического опыта природопользования.
Задачи экскурсии: расширение сведений об истории  создания городского парка, его реконструкции,  сведений об исторических  объектах, находящихся на территории парка; знакомство с понятиями водной, наземной экосистемах, их основными характеристиками, биоразнообразием, взаимосвязями между живыми организмами и окружающей средой; формирование навыков исследовательской работы в природе; совершенствование навыков умения видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать во время экскурсии, и умения комплексно оценивать эти результаты воздействия человека на окружающую среду; формирование у экскурсантов гражданского и патриотического сознания, воспитание чувства уважения к историческому прошлому Беларуси.
Тип экскурсии: эколого - краеведческая
Вид экскурсии: пешеходная.
Продолжительность: 2.5 часа.
Протяженность: 1  км.
Содержание экскурсии: в ходе экскурсии экскурсанты познакомятся с историей Свислочского парка, его основателями, увидят, сохранившийся до наших дней, фундамент усадьбы графа Тышкевича; познакомятся с понятием «экосистема», приобретут знания о видовом разнообразии растительного и животного мира обитателей парка, водных экосистем – реки и водоёма, взаимосвязи между живыми организмами и окружающей средой, факторами антропогенного воздействия на данные экосистемы.  Для усвоения полученного материала,  более эмоционального восприятия живой природы, развития внимания и наблюдательности  во время маршрута с экскурсантами проводятся экологические игры.  Участники экскурсии станут исследователями, определят  качество воздуха методом лихеноиндикации,  дадут оценку экологического состояния водоёма, водоохранной полосы водоёма, установят степень загрязненности исследуемой территории.
Общие методические указания к экскурсии:
экскурсовод должен быть теоретически подготовлен к проведению экскурсии;
экскурсовод должен иметь определенный запас знаний по истории и экологии;
объем материала, и подача экскурсионной информации зависит от конкретной аудитории экскурсантов; при выполнении исследований с младшими школьниками можно апробировать одну методику, со старшими  - использовать несколько методик, например при  работе в группах.
Маршрут экскурсии: место встречи с группой – ул. 17 Сентября – вход в городской парк - усадебный дом Винцента Тышкевича - липово-грабовая аллея- искусственный водоем - русло реки Свислочь – выход из городского парка и движение по ул. 17 Сентября в сторону строительного магазина Са-минт к озеру Турковское - водоохранная полоса до ул. Пограничников-знак «Охранная зона».


Технологическая карта учебно - экологического маршрута 
Маршрут экскурсии
Объекты показа
Время (мин.)
Основное содержание экскурсии. Перечень подтем и вопросов
Организационные указания
Методические указания
Место встречи с группой у входа в парк
Арка
10
Вступление. Тема и маршрут экскурсии.
История заложения парка Кришпином Киршенштейном в XVII веке.
Реконструкция парка в середине XVIII века при Тышкевиче.
Реконструкция водной системы в  1998 году и современный вид парка
Группа находится у входа в парк.
Обратить внимание на арку у входа парк  (арки, которыми заканчивались некоторые улицы Свислочи в  XVIII веке являлись своеобразным украшением местечка)

Усадебный дом Винцента Тышкевича
Фундамент дома
15
Хозяйственные преобразования местечка Свислочь: возникновение смолярни, бумажной фабрики. Застройка улиц - строительство усадьбы, театр, храма, базарной площади, парка.
Архитектура графского дома: главного здания и двух деревянных флигелей.
Группа подходит к фундаменту усадьбы
Вход в подвал находится с западной стороны усадьбы.
В парке рядом с усадьбой произрастает лиственница – потомок-экзотических деревьев графского парка.
Вход в подвал
Подземные ходы, которые вели из  4-ех подвальных помещений парковой усадьбы в различных направлениях.
Лиственница
Пейзажное оформление парка в конце XIX века. Появление в парке экзотических деревья: ореха маньчжурского, лиственницы американской, туи западной, пихты бальзамической и сибирской, шелковицы белой.
Липово-грабовая аллея
Частично сохранившаяся грабовая аллея
40
Главные элементы композиции парка при графе Тышкевиче - парковые аллеи, обрамлённые двумя или  четырьмя рядами деревьев и открывающие далёкие перспективы на окружающую местность.
Сохранение парка в педантичным порядке.
Группа подходит к липово-грабовой аллее и передвигается по ней в северо-западном направлении к РЭС.
Во время экскурсии участникам предлагается рассмотреть кору деревьев, ощупать её, сравнить кору  разных деревьев.

Обратить внимание на накипные, листоватые, кустистые  лишайники,  а также мхи, обитающих на коре деревьев, камнях. Объяснить их систематическое положение
Объяснить понятие «лихеноиндикация».

Проведение исследовательской работы по изучению качества воздуха методом лихеноиндикации.

В конце остановки провести экологические  игры «Нарисуй кору дерева или сделай отпечаток дерева»,
«Узнай свое дерево».

Липа
Систематическое положение
Описание
Применение
Фитонцидные свойства
Лишайники на коре дерева
Лихеноиндикация качества воздуха
Лишайники на камнях,  бетоне, металлах.
Граб
Тополь
Красный дуб
Пресноводные экосистемы
Пресноводная экосистема – озеро (искусственный водоем)
30
Понятие «экосистема».
Понятие «пищевая цепь», категории организмов её составляющие.
Основной принцип устойчивости экосистем.
Растительный и животный мир водоема.
Экскурсанты двигаются в северо –восточном направлении к реке Свислочь, далее вдоль русла реки возвращаются к выходу из парка и двигаются по ул. 17 Сентября в сторону строительного магазина Са-минт к оз.Турковскому
Проведение экологических игр «Канюки и мыши», «Зайцы» и «ресурсы».
Экскурсовод должен владеть необходимым  запасом знаний по биоразнообразию, методам  исследований.

Пресноводная экосистема - река
15
Свислочь - река в Беларуси и Польше, левый приток Немана.
Отличительные особенности стоячих и проточных водоемов.
Птицы парка: наземные и околоводные.
Кротовины.
Озеро Турковское
Озеро Турковское - урбанизированная территория
40
Растительный и животный мир водоема.
Растения и животные Красной книги: кубышка желтая, хохлатый жаворонок, большая белая цапля.
Виды, требующие дополнительного изучения и внимания в целях профилактической охраны: лебедь-шипун.
Факторы антропогенного воздействия на водоемы.
Водоохранный режим прибрежной зоны.
Методы исследований (на выбор):
    Рекогносцировочное обследование водоема;
   Оценка экологического состояния водоохранной полосы водоема;
    Мониторинг макромусора на пляжах.
Экскурсанты двигаются в вдоль водоохранной полосы до ул. Пограничников, где в конце водоема установлен знак «Охранная зона»
и выполняют исследование.
Рекогносцировочное обследование – визуальное наблюдение. Участники экскурсии должны дать первоначальную оценку экологического состояния водоема, заполнить аттестационный лист, установить степень загрязненности исследуемой территории.
Определить виды мусора, произвести подсчет его количества на квадратный метр.
Результаты исследований.
 Подведение итогов.




Дополнительные материалы



















        Эколого–краеведческий маршрут «История и природа Свислочского парка» способствует:
- проведению пропагандистской работы по вопросам краеведения и охраны природы;
- созданию условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде;
- приобретению педагогами, воспитателями опыта образовательно - воспитательной работы с детьми в природных условиях;
- изучению и наблюдению учащимися объектов и явлений природы, выполнению исследований в природе и дальнейшему нахождению тем для будущей научно-исследовательской работы.